Дмитрий Колыбелкин: «Комикс – это новый пласт историй, которые можно рассказывать по-другому».

Заключительное интервью в рамках спец-проекта с сomic store «KARANDASH». На этот раз мы пообщались с Дмитрием Колыбелкиным, для которого комиксы не только увлечение, но и тема для лекции.
Сейчас проводятся самые разные лекции на самые разные темы, и этим вряд ли кого-то удивишь. Однако, узнав о том, что существуют лекции о комиксах (!) и что они проводятся в нашем городе, я все же поразилась. И пожалела, что никогда не слышала об этом раньше.

Давайте знакомиться – Дима Колыбелкин, студент 4 курса ВолГУ, программист. Вместе со своим другом, Дмитрием Солодским, время от времени проводит лекции о конкретных героях и комикс-культуре вообще.

– Начну уже с традиционного вопроса: как ты «познакомился» с комиксами?

– У меня двойная история того, как это произошло. Первый раз я увлекся лет в 15, когда вышел фильм «Особо опасен» (2008), и у нас в России издали по нему комикс. Я его случайно увидел и подумал, что это он лучший на свете, потому что главный герой срисован с Eminem, там были нарисованы красивые девушки, и употреблялась нецензурная лексика (улыбается). А еще, когда я был маленьким, у меня было несколько комиксов, и среди них «Велес». Это великолепно: русские ветераны Афганистана собрались и начали издавать свой комикс. Они очень «мужские»: про боксера, который попал на войну, про какого-то шпиона… И там было слово «ублюдок». Я очень любил читать этот комикс именно из-за этого слова. Но в один день я открыл его, а мама вырезала пузырик, где оно было написано… Так я одновременно познакомился с цензурой и впервые попытался написать ругательство. Именно оно до сих пор мое любимое.
А следующий «заход» связан с магазином KARANDASH, где стояли комиксы «Before Watchmen», которые являются приквелом к «Хранителям». Я все время ходил на них засматривался, и в 2012 году, после своего дня рождения, зашел и купил. Примерно в то время я и увлекся. Получается, этому увлечению уже 5 лет.

– Чем тебя зацепило?

– На самом деле комиксы ничем не отличаются от любого другого вида повествовательного искусства. Это такой же способ рассказать историю, который находится где-то на стыке между литературой и кино. При этом я и обычные книги также читаю, и очень люблю кино, сериалы. Просто комикс – это новый пласт историй, которые можно рассказывать по-другому.

– А как ты стал проводить лекции в проектах KARANDASH?

– В первый раз меня и моего товарища, Дмитрия Солодского, пригласила поучаствовать Настя (Анастасия Ларионова, одна из владельцев магазина). Это было на мероприятии, которое организовывалось по сериалу «Теория большого взрыва». Нас позвали, потому что мы давние клиенты магазина и общаемся с теми, кто в нем работает.
Потом нас пригласили провести лекцию в арт-пространстве «Трапеция», где мы уже более развернуто рассказывали про комиксы. И после этого мы еще несколько раз читали лекции на мероприятиях, которые устраивал магазин.

– Как вы готовитесь к лекциям?

– Это происходит по-разному. Например, в самой лекции, по Флэшу, у меня была задача рассказать, где он появлялся в кино. Было довольно мало времени на подготовку, поэтому я просто просмотрел в Википедии, вспомнил, где я его видел, добавил информацию от себя, а где не видел, просто нашел скриншот. На подготовку темы по истории комиксов было гораздо больше времени. Мы с Димой составили огромный план того, что нам нужно прочитать, но ничего не получилось, поэтому перерабатывали личный опыт, Википедию и лекции из паблика «Old Komix».
К другим мероприятиям, например, последнему, где мы рассказывали про русский комикс, мы выбрали те, которые читали сами, какие-то прочли дополнительно. По сути, все сводится к тому, что ты «серфишь» в интернете в поисках информации, и читаешь комиксы, чтобы самостоятельно переработать и уже выдать информацию.

– Расскажи, пожалуйста, о мероприятиях, связанных с комиксами.

– Осенью 2014 года я был в Москве на впервые организованном в нашей стране Comic Con Russia. Тогда он прошел не очень – его совместили с «ИгроМиром» и было довольно мало относящегося именно к комиксу. На тот момент это в России это только развивалось, а на последующих Comic Con я не был.
У нас в городе каждый год происходят праздники – день рождение магазина, куда приглашаются интересные гости – например, издательство «Комильфо» (крупнейшее в России издательство комиксов, Санкт-Петербург), проводятся лекции. Получается, что это такие локальные комикс-конвенты в Волгограде.

– А что происходит на подобных мероприятиях мирового уровня?

– Туда привозят множество известных авторов комиксов, к которым можно подойти, или, например, художников, у которых можно взять скетч и подписать его. Проводятся презентации фильмов, приезжают актеры из сериалов, снятых по комиксам, тот же «Флэш», «Стрела», «Светлячок». Показывают трейлеры, например, киновселенной «Marvel». И это все сделано как огромное собрание людей по интересам, где можно пообщаться, узнать что-то новое и приобрести кучу редкого стаффа или редкий комикс.

– А много ли людей, увлекающихся комиксом, в Волгограде? Расскажи о комикс-сообществе в России.

– Я думаю, что много, потому что на День рождения магазина было, мне кажется, больше сотни человек.
На самом деле комикс в России – это все еще довольно новое явление, которое только набирает аудиторию, и, к сожалению, аудитория пока довольно малообрзованна в плане вкуса к комиксам, в плане предпочтений и всего прочего. И среди них есть какая-то группа людей, которая занимается тем, что популяризирует культуру. Например, как я уже сказал, ребята с «Old Komix», есть различные тематические паблики, есть сайт spidermedia – достаточно большое сообщество о комиксах, которое существует, как я недавно узнал, 15 лет, и это стало для меня огромным открытием.
И есть ряд людей, которые контактируют друг с другом. Допустим, если это авторы комиксов, то они делают совместные работы. Например, Леша Гончаров, один из создателей «Ниндзи Гаттера» («Gutter Ninja»), над которым, можно сказать, работал весь «свет» комикс-тусовки: перспективный художник, хороший автор, хороший колорист и хороший чувак, круто выполнил леттеринг (шрифты и все прочее).
В основном, вся тусовка контактирует между собой в твиттере. И Дима, с которым мы делали лекции, на данный момент находящийся в армии, звонит мне три раза в неделю и первый вопрос, который он мне задает, это не поссорился ли кто между собой в сети. То есть ему интересен не столько комикс, сколько взаимодействие околокомиксных людей.

– А кто это?

– Во-первых, почти все они связаны с каким-либо популярным комикс-пабликом. Во-вторых, это небольшой ряд читателей комиксов, которые, помимо того, что просто читают комикс, копаются в backgroundе и пытаются что-то изучать и делиться этим. Например, один из продавцов KARANDASHA, Федор Клименко, ведет группу, где рассказывает, что прочитал за неделю – то есть у издательств за неделю выходит порядка 70 новинок, он большую часть из них читает и рассказывает, какие из них хорошие, а какие нет.
Из художников комиксов я взаимодействую только с Лешей, потому что он, скажем так, «новая волна», и хороший как читатель и как человек. Остальные художники комиксов – это уже каста взрослых, которым, скажем так, по 40 с лишним лет, и они этим занимаются еще с Советского Союза, что тоже для меня стало открытием. Либо очень странные ребята, которые делают фанзины, и которых особо не любят.

– Чем «новая» волна отличается от «старой»?

– В плане визуальной части комиксы не стоят на месте, каждый раз появляются новые стили и, скажем так, кто начинал в СССР или чуть позже, в 90-е, – у них есть свой стиль. Он может быть топорным, устаревшим, но они от него не отойдут. «Новая волна» – это те, кто вдохновляются множеством западных художников и перерабатывают в свой стиль. Таких на самом деле не очень много, но они есть. Сейчас это все на стадии зарождения в России.

– Как думаешь, с чего лучше начать человеку, который хочет познакомиться с комиксами?

– Сейчас переводные комиксы, которые издают у нас, на таком этапе, что начать можно с чего угодно. У издателей в запасе огромное количество – буквально сотни и тысячи хороших комиксов, и они стараются выбирать и издавать самое лучшее. При этом, как правило, ориентируются на то, что читатель не знаком с историей, и стараются издавать либо независимые истории, либо те, которые можно читать вне контекста.
У многих есть предвзятость к так называемой «большой двойке» – «DC» и «Marvel». Но помимо этого на самом деле в России издают и комиксы европейских художников, и авторские, и андеграунд-комиксы. Соответственно, читать можно все что угодно.

– Какие фильмы и сериалы ты мог бы назвать достойными экранизациями?

– «Джессика Джонс», «Сорвиголова», Скотт Пилигрим против всех», «Человек-муравей», «Стражи галактики», «300 спартанцев».

– Все знают о жанрах комикса про супер-героев, но ведь есть и другие. Расскажи, пожалуйста, о них.

– Помимо супер-героики и так называемых «сape-комиксов», есть авторские. По сути, это может быть та же героика, но отличаться она будет тем, что ее делают не в больших издательствах, а, например, «Image». Там автор приносит им свою идею на начальном уровне и если ему дают «добро», то он может делать все что угодно со своими героями. Этим и отличается авторский комикс – в них дается больше свободы для автора и, соответственно, больше разнообразия.
То есть в принципе, жанров комикса как таковых не так много: есть комиксы в общем понятии, есть BD (от bande dessinee – «рисованные ленты») — это европейские комиксы, есть Manga. А поджанров в комиксах абсолютно столько же, сколько в литературе – ужасы, фантастика и так далее.

– А в чем отличие европейских комиксов?

– Канонами рисования. Например, большинство европейских комиксов нарисованы акварелью – в американских комиксах такого практически не встретишь. Плюс, направлением истории. Среди европейских почти нет супергероики – там превалирует научная фантастика или же фэнтези.

– Мне кажется, комикс – это такая своеобразная мифология. Можно ли так сказать?

– Да. Можно сравнить с кинематографом, у которого есть своя история. Как в кино были люди, которые перевернули все понятие о кино и установили свои законы, так и в комиксах можно найти свои такие этапы.
Комиксы – это уже большая история, у которой есть свои периоды, называемые «золотой век», «серебряный», «бронзовый» и так далее, свои знаковые события как, например, «Британское вторжение», когда в конце 80-х начале 90х, масса британских авторов стали создавать в Америке комиксы с абсолютно новым направлением. По сути да, вокруг комиксов выстроена мифология, есть свои мемы, есть свои знаковые события и личности.

– Как думаешь, почему комиксы так популярны?

– Во-первых, они достаточно доступны. Я надеюсь, таких людей как можно меньше, но наверняка кого-нибудь да отпугивает литература тем, что там надо много читать. Комиксы в этом плане более наглядны. Плюс, например, если ты увлекаешься кино, то в какой-то момент оно может тебе наскучить, то есть ты можешь прийти к комиксу как какому-то новому способу рассказать историю или способу узнать новую историю. С другой стороны, они популярны на волне мейстрима – фильмы «Marvel» собирают миллиарды в прокате, и людям становится интересно, с чего же начались приключения их любимого Роберта Дауни-младшего и Криса Хемсворта с голым торсом (смеется).

– Как думаешь, это хорошо или плохо – такой процесс популяризации?

– Я думаю, что в целом, это хорошо. Говорю это в первую очередь как любитель комиксов, потому что чем больше будут читать комиксы, тем больше их будут издавать и тем больше хороших комиксов мы увидим на русском… Хотя в эпоху Интернета и хорошего знания английского языка, это не большая проблема – все можно найти, но все равно читать приятнее на бумаге. К сожалению, из-за внешнеполитической ситуации стало невозможно заказывать комиксы на английском. Ну, даже не невозможно, но просто неприятно.
И, повторюсь – чем больше читателей, тем больше комиксов и их разновидностей. Буквально вчера в России появилось новое издательство комиксов «КомФедерация». Оно планирует издавать андеграундные финские комиксы.
Лучше много читателя, чем мало.

– А планируются ли лекции в ближайшее время?

– В ближайшее время будет лекция про нецензурную лексику в комиксах и в литературе вообще – о том, как она используется именно в художественном плане. Давно пора признать, что мат – это яркое выразительное средство любого языка и, наверное, русского языка в особенности. Уже имею представление, что там будет, осталось решить только «технический» вопрос с тем, как, собственно, произносить эту брань.
Очень боялась идти на эту встречу с учетом моего нулевого уровня знаний о комиксах на тот момент (да и сейчас не так чтобы далеко ушла, но все же). Почему-то представлялось, как каверзные вопросы задаются мне и как я ничего-ничего не понимаю. Однако Дима очень быстро и четко отвечал на вопросы, доступно объясняя разные аспекты. А главное – говорил емко, содержательно. И интересно. В первую очередь как слушатель, могу сказать, что это довольно редко встречаемая мною способность. Еще раз спасибо Диме за разговор, и я очень жду лекции.
Их анонс можно будет увидеть в группе магазина «KARANDASH»

Несколько ссылок, о которых говорил Дима:
Old Komix – помимо подборок, новостей и лекций, в аудиозаписях группы послушайте их радиоэфиры (они там собраны не все, поищите по названию – их гораздо больше). Помимо того, что это очень качественная информация, она ярко, живо и круто подается рассказчиками.
SpiderMedia – большое, уже имеющее свою историю, русскоязычное сообщество поклонников комикса. На сайте масса информации в виде новостей, статей, рецензий, обзоров и прочего контента. Все это можно посмотреть по разделам – «Комиксы», «Кино», «ТВ», «Анимация», «Игры».
Группа Федора Клименко с его обзорами новинок мира комиксов.


Ирина Волченко
Фото: Оля Курсекова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.