«Музыка сфер». Разговор о главном с организатором концерта в планетарии

Совсем недавно в планетарии прошло грандиозное мероприятие «Музыка сфер». Мы были поражены его красотой и масштабностью, поэтому решили поговорить с организатором и солистом группы «Небо Рыб» Александром Кафтановым и расспросить его обо всех деталях концерта.

Идея и цель

В Волгограде, в принципе, вообще нет площадок для выступления. И группе с большим количеством участников, которой необходим хороший звук и более-менее приемлемая вместимость площадки, просто негде выступать. И нашему хорошему знакомому музыканту Владимиру Донцову 1,5 года назад пришла мысль организовать концерт в планетарии. Он поговорил с директором планетария, директор “дал зелёный свет” на это дело, и полтора года назад мы устроили там первый концерт.

Изначально целью мы ставили сделать полностью качественное мероприятие и вывести волгоградские концерты на новый уровень. Потому что именно на таком уровне они и должны быть. Хватит мотаться по замшевым барам и давать концерты, когда перед тобой 30 человек. Когда делаешь такое мероприятие, от него отдача гораздо больше. И ты чувствуешь потом, что сделал что-то действительно важное.

Плюсы и минусы площадки

Самый главный плюс – это история помещения. Любое помещение с историей добавляет концерту свою энергетику, свою ауру. Это намоленное место. И когда внутри такого места играется музыка, то эта музыка становится сильнее. Также из плюсов – это вместимость, известность, т.е площадка работает сама на себя по рекламе.

Главный минус – это акустика купола. Невероятно трудно настроить звук с такой акустикой и сделать так, чтобы музыканты на сцене сами себя слышали, чтобы в каждом участке зала находящийся там зритель мог слышать всё то, что происходит на сцене. На этом концерте мы вложились в два раза больше в аппаратуру и постарались избежать «мёртвых зон» внутри зала. И нам это практически удалось, но по центру звук всё равно был чуть лучше, чем по бокам.

Самая большая проблема в куполе – это отскок. Вы можете стоять в одном конце зала, и я, повернувшись к вам спиной, скажу что-нибудь в купол, а вам будет казаться, что я сказал это за вашей спиной. И на первом концерте, который мы давали полтора года назад, была большая проблема с мониторингом на сцене, потому что когда барабанщик, грубо говоря, даёт отсчёт песни, 4 клика, вместо 4-х слышалось 23. В этот раз было лучше, потому что с мониторингом было больше заморочек.

Группы-участники и формат

Я примерно понимаю, кто подойдёт под этот формат, и, исходя из этого, мы формируем некий концепт мероприятия. Изначально мы хотели привезти группу из Костромы, но в итоге получилось так, что из-за несостыковок в гастрольном графике они не смогли к нам приехать, и концерт в планетарии перенесся. Изначально он планировался на две недели раньше. Тогда на поддержку к нам пришли «Astronauts ‘n All».

В принципе, некий общий концепт есть всё равно. У нас есть общие нотки в энергетике, у нас, во-первых, есть общие музыканты. И мы хорошие друзья. В любом случаем всё, что мы делаем, каким-то образом зависит друг от друга.

Концепция мероприятия

Мы хотели показать, что в Волгограде есть хорошая музыка. Мы хотели показать, что в Волгограде есть настоящая, честная музыка. Что она может быть достаточно атмосферной для того, чтобы в недрах планетария постараться слушателей унести на купол к звёздам, к чему-то чудесному и необычному.

Кто делал клипы?

Мы всё делали сами. Для группы «Хроники края» всё рисовала художница, она рисовала анимацию специально под каждую песню. Это громадный объём работы.

У «Небо рыб» басист занимался подборкой клипов. Он просил меня рассказать ему о песне чуть больше, чем я ему рассказывал до этого. И потом садился за ноутбук и через полтора часа выдавал мне готовый результат. Примерно так это было.

Сам клип рассчитывается под продолжительность песни. И на каждом моменте мы старались сделать так, чтобы был переход. Если мы попадали чётко в какой-то переход, это значит, что мы почему-то шли ровно по метроному. Это практически невозможно.

Сложность организации

Поскольку это государственная предприятие, нужно заключать все договора, чтобы всё было рассчитано, проверено вплоть до самых мелочей. Всё нужно утрясти, согласовать не только с планетарием, но и со сторонними организациями, такими как РАО (Российское Авторское Общество). Каждый музыкант, который является автором песни, писал отдельный договор на отказ от авторских прав на один день. РАО предъявляет иски к государственному предприятию, если внутри них играется музыка, которая не зарегистрирована.

Со звуком тоже пришлось изрядно повозиться. В ночь перед мероприятием была отстройка звука. Мы начали отстраиваться в половину десятого вечера, а закончили, когда было уже почти шесть утра. И, конечно же, за такой качественный звук огромное спасибо Юрию Карнакову, нашему звукорежиссёру.

Чего ждать в дальнейшем?

Если вещь повторяется один раз – это случайность, два раза  – совпадение, три раза – закономерность. Слишком часто проводить подобные мероприятия нет смысла, потому что людям это быстро наскучит. Два раза в год вполне достаточно. Пока не знаем, чего ждать в дальнейшем, но в любом случае, мы не собираемся стоять на месте, а будем и дальше продолжать удивлять публику.


Мария Мантуленко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.