Рассказываем, как реализовать детскую мечту и открыть магазин комиксов

Любой бизнес напрямую связан с риском, а бизнес в сфере комиксов в России вообще можно назвать супергеройством. Но, если заниматься любимым делом, искренне за него «болеть» и стремиться развивать, все обязательно получится.

В сентябре 2011 года в Волгограде открылся первый и по сей день единственный сomic store «KARANDASH». С того момента маленький магазинчик для любителей комиксов превратился в целую сеть, открываясь в разных уголках нашей страны и радуя своих покупателей не только разнообразным ассортиментом и качественными товарами, но и атмосферой и стремлением развивать культуру.

Мы поговорили с одним из основателей «KARANDASH» – Анастасией Ларионовой и узнали о том, что сподвигло создать магазин комиксов, как все начиналось, а также, какие мероприятия устраивает магазин в нашем городе.

– Расскажите, пожалуйста, о том, как возникло увлечение комиксами.

– Я думаю, изначально это пошло с детства. Но не именно комикс, а культура 90-х и 00-х в целом – кассеты, кино, фантастика и боевички, сериалы, коллекционирование наклеек, первые игровые приставки. «Классный журнал», который выходил со сборником разных комиксов. Конечно, это культура ностальгии. Постепенно это преобразилось: в хобби, в увлечение, в бизнес.

– А как это стало бизнесом?

– В 2011 году мы с партнером Павлом Малимоновым решили создать свое дело, и начинать его пришлось с нуля. Мы решили заняться именно комиксами, потому что ничего подобного в нашем городе не существовало. Хотя, когда мы открывались, полной уверенности в успехе все же не было. Если честно, на тот момент мы плохо понимали, что делали, потому что опыта ведения бизнеса у нас не было. Мы собрали все деньги, которые у нас были, заняли все, что могли, и открыли маленький уголок.

Каждый из нас был бухгалтером, грузчиком, уборщиком, директором, продавцом – всеми должностями, которые были необходимы в организации. Допускались и ошибки, потому что не имели достаточно знаний, но это дало опыт. Конечно, было сложно, но интересно.

– Но удалось удержаться «наплаву» в этой сфере.

– Можно ли делать бизнес на столь узкой специализации, не умереть с голода? Можно, но это большой труд. Мы работаем уже полных 5 лет. За это время у нас были как удачные начинания, так и сложные и даже провальные, но мы смогли вырасти «с ноля в сеть», сейчас у нас четыре магазина (Волгоград, Красноярск, Новосибирск и Екатеринбург) и наш бизнес можно назвать успешным. Это все благодаря огромной работе Павла, проделанной им, а также заслуга наших партнеров и, конечно, покупателей.

Сейчас мы активно работаем над развитием. Хочется привлекать людей, хочется организовывать для них лекции, другие мероприятия проводить. Ты даже не расцениваешь это как бизнес – ты просто живешь в том, что тебе приятно делать.

– Как появилась идея создать целую сеть магазинов?

– Захотелось попробовать расшириться. И мы встретили партнеров, которые были заинтересованы именно в совместных проектах с нами. Таким образом, мы стали расти и осваивать новые города. На данный момент пробуем себя и в других отраслях бизнеса.

– Какие возникли сложности в начале пути?

– Проблема заключалась в том, что на русском языке было крайне мало изданий. Мы купили все, что могли. Радовались остаткам тиражей уже давно не продаваемых, но желанных книг.

Перед самым открытием я пришла в одно из мест оптовых продаж периодики – спросить про издания комиксов, имевшихся у них. На что получила встречный вопрос «Где вы это собираетесь продавать?». Они были очень удивлены и рассказали о том, что у них со всего города покупают комиксы три человека, по два номера в месяц и исключительно для себя. Я вышла оттуда и подумала, что все очень плохо (улыбается). Назад пути уже не было и, продолжая создавать магазин мечты для трех покупателей в городе, мы довели дело до конца. К счастью их оказалось намного больше.

Вышли из ситуации за счет импорта – привезли зарубежные издания. Это, конечно, всех заинтересовало – новинка, такого нельзя было нигде купить «офлайн».

Потом мы начали привозить номерные фигурки и постепенно расширять ассортимент. Сейчас уже существует много лицензий на русском языке. Такого, когда мы открывались, не было. И я рада, что, несмотря на все трудности, мы не опустили руки и пошли до конца.

– То  есть с 2011 года ситуация на рынке сильно изменилась?

– Сейчас, безусловно, спрос увеличился. За последние несколько лет вышло очень много изданий комиксов на русском языке. Что говорит о том, что читатели есть, и их много. Думаю, это связано с Интернетом и кинематографом, которые активно привлекают внимание к этой культуре. Но есть люди, которые все же утверждают, что не понимают, что такое комикс.

В это сложно поверить, как мне кажется, многие просто предвзято относятся или немного лукавят. Потому что комиксы были в еще в СССР: были советские художники комиксов, существовал журнал «Крокодил». Обойти то, что было навиду, достаточно тяжело. Позже, кто был ребенком в 90-х и 00-х, не могут о них не знать, потому что это было везде, это было модно – это еще не было так развито в формате коллекционирования, как сейчас, но мода на западную культуру принесла понимание супергероя и новый формат приключения. Канал «Fox Kids», мультсериал «Бэтмен», «Люди Икс», «Черепашки ниндзя», уже упомянутый «Классный журнал» принес комиксы «Гарфилд», «Снупи», «Кельвин и Хоббс»… Конечно, ребенку того времени это было интересно, еще и потому, что комикс – это в какой-то степени мультипликация и даже лучше потому что он, как и книга, оставляет место для воображения. То есть это действительно искусство, которое связывает воедино живопись, литературу. И это своеобразный формат передачи информации. В комиксе есть сценарий, раскадровка. И очень интересный, потому что собираются талантливые люди: сценаристы, художники, писатели, колористы, и делают одну большую работу.

– Расскажите, пожалуйста, о какой-нибудь из интересных работ, которая понравилась Вам за последнее время.

– Из последних мною прочитанных работ мне понравился «Вижн. Чуть хуже человека» от «Marvel». И очень удачный, на мой взгляд, графический роман «Пхеньян». Автор – Ги Делиль – канадский мультипликатор. Его жена – работает во «Врачах без границ» (неправительственная международная организация по оказанию медицинской помощи людям, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов и стихийных бедствий), он много путешествовал с ней и самостоятельно, и некоторые истории его поездок вошли в основу графических романов про Израиль, Пхеньян (Северная Корея), Китай и Бирму (Мьянма). Используя довольно простой рисунок, ему все же удается передать сюжет, динамику, свои переживания, забавные моменты – там очень хорошие шутки. Он рассказывает, как общался с жителями Северной Кореи, пытался познакомить со своей культурой, подарить одному книгу Оруэлла, другим рассказать про рейвы и jungle (направление в музыке начала 90х). Показывает, как люди реагируют на закрытый режим, как они верят в идею и как они боятся в нее не верить.

– Расскажите о ваших покупателях – кто они?

– Они очень разные. Это дети, их родители, студенты, молодые люди, увлекающиеся живописью и литературой. Средний возраст покупателя примерно  16-27 лет. Вопреки представлениям, что это чтиво для детей, основные культовые работы рассчитаны на взрослого читателя. Это более откровенные сцены, исторические, социальные темы, более взрослый и черный юмор. Какие-то моменты ребенок может просто не понять – не суметь раскрыть сюжет, прочитать между строк там, где это необходимо. Познакомившись с Муром, Гейманом, Азарелло и другими авторами, воспринимаешь комикс иначе, понимаешь, насколько это разная и многожанровая культура. Наши покупатели не только поклонники комикса. Например, «Маус», «Черная дыра», «Священная болезнь» — это уже иной формат, и его читатель — взрослый, интересующийся литературой в целом человек.

– На момент открытия в Волгограде уже были те, кто увлекался комиксами?

– Да, в 2011 году уже были люди, увлеченные этим. Можно сказать, нас ждали. Сложно поверить в это, возвращаясь в мой предыдущий рассказ, про минимальный спрос на периодические издания и в целом. Но это действительно так.

На открытие магазина к нам приходили люди, которые были рады нашему появлению. Особенно, когда мы привезли импорт. Помимо этого, они хотели общаться между собой, делиться интересами, потому что до этого у них не было такой возможности, общей точки, где можно встретиться, например, и поговорить о прочитанном.

Когда ты начинаешь увлекаться комиксом и ожидаешь, что на этой почве у тебя будет много друзей, в реальности картина обратная. Вероятно, их станет еще меньше. Но если в твоем кругу нет единомышленников, то за его приделами их очень много. Так мы пришли к организации конвентов, лекций, мероприятий, приуроченных ко дню рождению магазина и дню Бэтмена.

Сейчас ребятам стало легче общаться и находить друзей, узнавать что-то новое для себя, ездить вместе на comics-конвенты, делиться впечатлениями. Они как-то сплотились.

– Расскажите про мероприятия, которые устраивает «KARANDASH».

– В 2014 году мы впервые провели «ГИК ПРОЕКТ»и потом организовывали его несколько лет подряд. На проекты мы приглашали художников и издателей комиксов, проводили презентации и лекции. Мы старались показать и обратную сторону работы, стереть грань между художником, издателем, продавцом, покупателем. Рассказать о том, что можно создавать самому, что в Волгограде живут и работают авторы и художники, чьи комиксы ты, возможно, читал.

Так мы и познакомились с художником Романом Онищенко. Он рисовал комикс «Пантеон» совместно с авторами из Санкт-Петербурга. Познакомили наших гостей с очень талантливым автором из Волжского, Лешей Дитко. Он работал над серией «Доктор Люцид». Сейчас также делает собственные работы – одна из них недавно вошла в сборник российских художников «Параллельные комиксы», который также сейчас продается.

Еще мы приглашали издательство Санкт-Петербурга «Комильфо», чему были очень рады наши гости, потому что они выпускают на данный момент очень много популярнейших комиксов на русском языке, о которых раньше не приходилось и мечтать.

Так же активно проводим лекции. Дмитрий Колыбелкин, Дмитрий Солодский и Федор Клименко очень много читают, ищут и обрабатывают новый материал, чтобы знакомить наших гостей с комикс культурой. В конце декабря к нам приезжал Максим Трудов с лекцией “Черный квадрат, как идеальный комикс” о пересечении комикса с классической живописью и скульптурой. Мы его очень ждали, эта лекция очень тепло была встречена в Москве и Санкт-Петербурге, и рады были видеть его у нас.

Все организованные нами лекции и мероприятия бесплатные, мы стараемся делать информацию доступной и открытой. Мы готовы сотрудничать и активно ищем заинтересованных творческих людей, которым есть, что показать и рассказать.


Ирина Волченко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

542 просмотров

Добавить комментарий