С великой силой приходит великая ответственность. Краткая история комиксов

В последние годы мир накрыла новая волна популярности комикс-культуры. Крупнейшие киностудии выпускают по несколько блокбастеров в год, соревнуясь в суммах бюджетов картин и цифрах кассовых сборов. Киноленты, мультфильмы, одежда, игрушки, комиксы о супер-героях, – все это имеет сверх популярность среди миллионов людей по всему миру. Но какое представление о комиксе имеет человек, который знаком с данной культурой лишь понаслышке? Что такое комикс? Давайте заглянем в историю комикса и попробуем разобраться.

В этой статье содержится информация о развитии комикса как культуры – на звание самого полного материал не претендует, но, я надеюсь, все же даст понимание о том, что такое комикс, когда и как он возник и почему приобрел такую популярность.

В лучших традициях жанра комикс имеет крайне захватывающую историю, в которой есть и свои культовые персоналии, и различные периоды, и крутые повороты. Но давайте обо всем по порядку.

По школьной традиции начнем с определения

Комикс объединяет в себе черты двух искусств – литературы и живописи. Один из исследователей комикса, Скот Макклауд, в своей книге «Понимание комикса» дает следующее определение: «Это иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации». То есть комикс – это не просто картинка, а одна из форм подачи информации, которая имеет свои особенности.

И в нем не обязательно должен присутствует текст – существуют и «немые» серии, «рассказывающие» истории с интуитивно понятным сюжетом. Но чаще всего задействована прямая речь героев, которая передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», «выдувающегося» из уст персонажа.

Исторически сложилось, что самыми распространёнными и популярными разновидностями комикса являются карикатура и приключения. Однако вопреки стереотипу, они могут быть любыми по литературному жанру, и по стилю рисования.

История комикса

Началу истории можно дать разный отсчет – в том понимании, которое имеем мы, комикс начал распространяться лишь в 19 веке, но, если копнуть глубже, можно увидеть массу предпосылок, возникших тысячи лет назад.

Например, еще в период наскальной живописи в рисунках пещерного человека присутствуют образы древних богов, которых можно рассматривать как прототип первых супергероев, обладавших сверхчеловеческой силой.

К «пракомиксам» можно отнести и стены египетских храмов и усыпальниц, которые покрывались цепочками последовательных по сюжетному развитию рисунков, а также памятники древних цивилизаций Мексики – ацтеков и майя. Интересно, что египтяне «читали» свои комиксы снизу и зигзагами, индейцы майя первыми стали делать «текстовые ленты» как прообраз филактеров.

Если говорить о периоде Средневековья, то есть упоминания, что уже с начала 12 века в Японии монахи увлекались рисованием картинок на рулонах бумаги, что тоже можно отнести к появлению комиксов.

В Европе в 13 веке были популярны лентообразные серии картинок, а также особые иллюстрированные книги, где рассказывалось о житиях святых, биографиях знаменитых рыцарей, войнах, путешествиях. Религиозные истории так же часто отражали в рисунках, выполненных на витражных стеклах соборов.

Примерно в это же время в русских монастырях летописцы создавали рисованно-текстовые исторические хроники, различные сказания. В средневековой Руси были очень популярны так называемые «фряжские картинки» (старин. – французские, иностранные). Позднее их стали называть «потешными листами», в 19 веке – лубками. Такая книжка представляла собой небольшой свиток, на котором изображались картинки, описывающие самое актуальное на данный момент событие общественно-политической жизни.

Если говорить об истории развития современного комикса, то первой ключевой фигурой считается писатель и художник Родольф Тепфер (1799- 1846, Швейцария), который начал использовать метод заключения рисунка в рамку и комбинирование рисунка с текстом. Он был школьным учителем и одновременно профессором литературы Женевского университета. Видя, что подросткам часто скучно изучать литературу и другие науки по академическим учебникам, он начал перекладывать их параграфы на язык юмористических картинок-историй. В 1830—1846 годах он выпускает в Женеве серию альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена – это был уже не цикл картин, а серия «кадров» на каждой странице, снабжённых подписями.

Поэт и художник Вильгельм Буш (1832–1908, Германия) прославился иллюстрированными историями о похождениях двух мальчишек-сорванцов Макса и Морица, описанными в стихах (начало издания – 1865). Опубликованные в журналах «Летучий листок» и «Мюнхенский лубок» юмористические комиксы Буша, почти сразу стали очень популярными у детей и их родителей.

Но всё-таки настоящий рассвет индустрии комиксов связан, конечно же, с Америкой.

Первый американский комикс, который был издан в 1892 году, назывался «Медвежонок и тигр». Не менее популярной стала история «Желтый малыш» про маленького мальчика из Китая, который в поисках приключений прибыл в Америку. Придумал и нарисовал его художник Ричард Аутколт. Его герои обменивались друг с другом репликами, но словесных «пузырей» тогда ещё не было, поэтому фразы художник наносил прямо на одежду героев. Реплики Малыша, оформлялись на его жёлтой ночной рубашке, цвет которой, по одной из версий, породил термин «жёлтая пресса».

Благодаря популярным у читателей картинкам, быстро внедрялась на полиграфическом производстве самая передовая техника и газетные иллюстрации быстро стали цветными. Крупные газетные магнаты, такие как Джозеф Пулитцер и Уильям Рандольф Хёрст, ожесточённо конкурировали между собой за высококлассных сценаристов и художников.

В 1894 году в типографии «World» установили первую машину, печатавшую в четыре краски. Осенью 1899 года Хёрст меняет печатный станок, который печатал 4 страницы цветных рисунков, на станок, печатающий 16 страниц.

В 20 веке комикс становится одним их самых популярных жанров. Почему? Как инструмент популярной культуры, он успешно отражал социальные проблемы своего времени.

На рубеже веков в США приезжало огромное количество переселенцев со всего света. Подавляющее большинство из них не говорили по-английски, а в комиксах можно было по рисункам понять суть происходящего и без знания языка. Героям нарисованных историй приходилось несладко, но они умели преодолеть чувство одиночества, собственную слабость и добиваться своей цели. Это помогало людям, вдохновляло их – они видели в герое себя, они верили ему, в его успех, а значит, и в свой.

1920-е и 1930-е годы были этапом активного развития индустрии комиксов по всему миру. Начиная с этого времени, историю жанра принято разделять на «Золотой», «Серебряный», «Бронзовый» и «Современный» века.

Золотой век

Относится к периоду с конца 1930-х до середины 1950-х годов. К этому времени комиксы в основном утрачивают комичность, за которую получили название и основным жанром становятся приключения: боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях.

В июне 1938 года издательство «Detective Comics» (ныне известное как «DC Comics») издало первый номер журнала «Action Comics». Так состоялся дебют Супермена.

Супергерои существовали до этого, но его появление внесло огромный вклад в развитие образа. Смесь древнего героического эпоса, научной фантастики, фэнтези, борцы за справедливость, наделенные сверхспособностями, — все это в результате породило огромное количество сюжетов о заступнике, использующем свою силу для борьбы со злом.

Вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов. Общий тираж первых серий за первые несколько месяцев превысил миллион экземпляров, обогнав самый популярный журнал Америки – «Time». К началу Второй мировой войны права на этот комикс купили 230 газет страны, продажи которых сразу выросли в десятки раз.

В период между началом 1939 года и концом 1941 годов «DC» создали таких популярных супергероев, как Бэтмен и Робин, Чудо-женщина, Флэш, Зелёный Фонарь, Аквамен и других. Компания «Timely Comics», предшественник сегодняшней «Marvel Comics», выпускала хорошо продаваемые серии комиксов с такими персонажами, как Человек-факел, Нэмор и Капитан Америка. За 28 лет было придумано порядка 400 супергероев.

Но, хотя персонажи этих компаний, которые часто называют «большой двойкой», являются самыми известными персонажами того времени, согласно цифрам, самой продаваемой серией комиксов того периода стала серия о Капитане Марвеле компании «Fawcett Comics». Было продано около 1,4 млн экземпляров, что сделало его самым широкораспространенным комиксом в Америке.

Вторая мировая война сильно повлияла на комиксы, которые приобрели еще большую популярность. Сюжетные линии стали связываться с войной: супергерои сражались со странами Оси (гитлеровская коалиция — агрессивный военный союз Германии, Италии, Японии и других государств), на обложках часто рисовались герои, дерущиеся с лидером нацистского движения Адольфом Гитлером.

Комиксы были дешевы, но, главное, в них добро в лице любимых персонажей всегда побеждало зло. И это только кажется банальным, потому что в период войны эти маленькие победы вселяли огромную надежду на мирное будущее, на всеобщую Победу.

Комиксы быстро отзываются на новые явления жизни и события, происходящие в мире. После окончания войны и сброса атомной бомбы, начали появляться герои с ядерными способностями. Супермен сражался с Атомным Человеком, а его слабость к криптониту напомнила об опасности ядерной радиации. Таким образом, нарисованные герои боролись не только нарисованными злодеями, спасая вымышленные вселенные и развлекая детей.

Комикс стал идеей, которая помогала людям бороться со страхом, в меняющемся с невероятной скоростью мире, таившем в себе неведомую до этого угрозу. Людям нужно было во что-то верить, чтобы чувствовать себя в безопасности, и вымышленные истории давали реальную опору, помогавшую жить дальше.

Комиксы выходят на качественно новый уровень. Сценарии становятся более профессиональными, герои начинают все чаще затрагивают философские и важные социальные темы; их характеры становятся более проработанными и разнообразными.

Тем не менее, после окончания Второй мировой войны популярность супергероев пошла на спад и другие жанры стали набирать популярность: комедии про говорящих животных, криминальные драмы и вестерны. К началу 1950-х большинство супергеройских серий уже было отменено.

В 1954-м году началась пропагандистская кампания обвинений комиксов в «разложении американской молодежи». Результатом стало принятие «Кодекса комиксов», в котором ограничивалось количество затрагиваемых тем, знаменующее собой окончание Золотого века.

Серебряный век

Период, который длился с 1956 приблизительно до 1970 года. Стоит учесть, что к концу Золотого века выпускалось совершенно ничтожное количество серий супергеройских комиксов: на плаву оставались Супермен, Бэтмен и Чудо-женщина. В 1956 «DC Comics» решили обновить одного из своих первых супергероев, Флэша. Тут-то все и началось: продажи взлетели, «DC» сразу ухватились за это и принялись менять костюмы и истории своих старых героев, запускать новые серии, что в итоге привело к появлению «Американской лиги справедливости» — первом комиксе о команде супергероев. Его успех заставил конкурентов из «Marvel» запустить собственную серию о командных комиксов — «Фантастическую четверку». Комиксы вновь вернулись к жизни.

В это же время появились новые комиксы, нацеленные не только на детскую аудиторию, но и на школьников и студентов, например, Человек-паук. Обычный парень, укушенный радиоактивным пауком, имел оглушительный успех. 60-е были временем космической гонки и гонки вооружений. Научный бум породил моду на псевдонаучные объяснения сверхспособностей в комиксах: именно тогда появилась мода на мутантов и гаджеты, а «Marvel» открыл для себя прелести мультивселенной.

Серебряный век – век художественного развития и коммерческого успеха комиксов в США. Самые крупные издательские компании, специализирующиеся на издании комиксов: «Marvel», «DC», «Dark Horse» и «Image Comics».

Небезызвестные Стэн Ли, Стив Дитко и Джек Кирби создают одних из самых популярных героев за всю историю комиксов: Фантастическая Четвёрка, Человек-Паук, Халк, Тор, Люди Икс, Железный Человек и многие другие.

В 1960—1970-х годах 20 века появился новый вид комиксов — графические новеллы: книги, переведённые в формат рисунков, и отличающиеся от комиксов составом автором (обычно один-два человека), целевой аудиторией (как правило, это издания для взрослых), качеством бумаги и иллюстраций.

Арт Шпигельман «Маус» — Графический роман, в 1992 году получивший Пулитцеровскую премию.

Бронзовый век

Период конца 1970-х и середину 80-х годов. Бронзовый век известен первыми попытками привнести в комиксы больше реализма и взрослых тем после затишья, последовавшего за принятием Кодекса комиксов.

Работы часто были наполнены пост-вьетнамским и пост-уотергейтским разочарованием, характерным настроением для американцев в то время. Впервые после Золотого века в комиксах появилось упоминание о политике. Сюжеты комиксов становятся более реалистичными и взрослыми, теперь они затрагивали такие актуальные темы, как употребление наркотиков, алкоголизм и загрязнение окружающей среды.

Герои стали более правдоподобными и человечными, оказалось, что они отнюдь не безупречны и не всегда правы. Все больше внимания стали уделять переживаниям героев и их моральным проблемам. Это увеличило средний возраст аудитории комиксов.

Темы комиксов становились все более взрослыми и уходили все дальше от карамельных идеалов Серебряного века. В 1982 вышел «В — значит вендетта» («V for Vendetta») Алана Мура, в 1983 — «Город грехов» Фрэнка Миллера. Тогда же вышли эпохальные графические романы «Бэтмен: Темный рыцарь» и «Хранители», оказавшие огромное развитие на зарождающийся образ антигероя девяностых. Герои комикса становились более жёсткими, истории более мрачными.

В моду вошло коллекционирование комиксов: дебютные комиксы Бэтмена и Супермена продавались за миллионы долларов.

В 1970 – выходит серия комиксов о Конане-варваре, в1977 год — появляются «Звездные войны»; в 1984 году — «рождаются» Черепашки-ниндзя.

Современный век

Последний, выделяемый на данный момент период в истории развития комиксов, длится с середины 1980-х по наше время. Точных рамок, как и в случае с бронзовым веком, не существует. Кроме того есть несколько версий наименования периода. Этот век характеризуется ещё большей реалистичностью в комиксах, появлением антигероев и мрачностью сюжетов, за что его называют Темным.

В конце XX века большую популярность приобретают азиатские жанры комикса: японская манга и, несколько менее известные, китайская маньхуа и корейская манхва. Развитие манги в Японии началось ещё с окончанием Второй мировой войны, однако на Западе азиатский комикс оставался малоизвестен до тех пор, пока многие из манг не были экранизированы в виде.

Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.

Так почему же комикс стал настолько популярным?

В истории комикса много начал – в пещере, в пирамидах, в печати, в цифровом формате. Этот жанр развивался и развивается до сих пор. Испытав не одно перевоплощение, перезагрузку, или, как происходит в комикс-вселенных – перезапуск, он каждый раз возрождается все сильнее, круче, совершеннее и популярнее, побеждая саму войну, кризисы, депрессии, выступая в роли оппозиционной прессы, защитника…

Как мне кажется, в этом и есть его секрет. За «картинками» стоит идея. В первую очередь – добра и справедливости. За нарисованными персонажами стоит сущность, которая корнями уходит в мифологию – Фантом, Тор, Супермен… – им «в наследство» от античных героев и скандинавских богов досталась не только сила и атрибутика, но и достоинство – тот самый героизм, который вдохновляет людей, цепляет их, вызывая восхищение.

«Психологи объясняют популярность комиксов о супергероях желанием людей во времена общей растерянности и ощущения собственной слабости ориентироваться на идеальный образец» – написано в n-ной статье, прочитанной при подготовке материала. Когда ты прочтешь о том, чем вдохновлялись люди, создававшие эти «мультики», которые на самом деле ими не являются – ни по сюжетным конструкциям, ни по качеству исполнения (если мы говорим о хорошем комиксе), ни по точнейшей выверенности диалогов, ни по задумке – представление об этом вымышленном мире переворачивается. Но в то же время все встает на свои места – понимаешь, почему так много людей увлекаются этим видом искусства. Не стоит забывать и о том, что комикс имеет множество жанров: существуют графические романы, новеллы, манга и другие. Все они имеют свои особенности и свою глубину.

Приоткрыв завесу, ведущую в этот невероятный мир, насыщенный не только красками с костюмов супер-героев, но и смыслами, философией, посылами и отсылками, хочется окунуться в него и попытаться понять – как работает эта вселенная изнутри?

В ближайшее время на виртуальных страницах Sabotage мы опубликуем несколько материалов и посмотрим на комикс-культуру с 3 сторон: Кто рисует? Кто читает? Кто продает? Об этом расскажут люди, точно разбирающиеся в этом вопросе, – это один из владельцев магазинов комиксов «KARANDASH», художник, чьи работы имеют успех и широкую известность в России, и знаток комиксов, который проводит по ним лекции. To be continued…


Ирина Волченко

Текст подготовлен в рамках спецпроекта с магазином комиксом KARANDASH

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

510 просмотров

Добавить комментарий